Ярлыки

суббота, 23 августа 2014 г.

Память: принципы и приемы запоминания


Глава из книги Тони Бьюзена «Усовершенствуйте Свою Память»
Память: принципы и приемы запоминания
• С чего все началось
• Три фундаментальных принципа мнемоники
  12 вспомогательных принципов мнемоники
            Современные данные, подтверждающие знания древних греков



 



С чего все началось
До того как современная наука обнаружила, благодаря достижениям в области нейрофизиологии и психологии, необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы.
Греки разработали фундаментальные правила запоминания, назвав искусство запоминания «мнемоникой», по имени бо­гини памяти — Мнемозины.
Знания о мнемонических приемах и правилах распростра­нялись среди членов интеллектуальной элиты того времени и использовались ими в ходе публичных выступлений и интеллектуальных состязаний, позволяя демонстрировать «чудесную» память и добиваться благодаря этому высоких постов! экономической, политической или военной сфере или же просто поднимать свой авторитет.
Греки, таким образом, являлись «гладиаторами» на заре умственных поединков; на их стадионах проводились состязания ораторов, чьим главным оружием выступала память. Они задавали друг другу каверзные вопросы, стремясь сбить противника с толку, расспрашивая о таких вещах, как количество, названия и порядок следования греческих полисов, вынуждая соперника цитировать наизусть отрывки из литературных произведений или текстов законов.
Те, кто побеждал в подобных соревнованиях, становились ораторами, героями или общественными лидерами.
Мнемонические приемы и правила основывались на фундаментальных принципах, которые при всей своей кажущейся простоте являлись весьма эффективными, когда ставилась задача улучшить память.
Три мнемонических принципа
Греки обнаружили, посредством интроспекции, коллектив­ного обсуждения и обмена мнениями, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ; иными словами, работа памя­ти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. Например, восприняв слово «яблоко» и связанное с ним понятие, мозг запоминает (наделяет ассоциативными связями) цвета, присущие этому фрукту, его вкус, качества, воспринимаемые на ощупь (текстуру), и запах, а также контекстуальную среду (людей, присут­ствовавших при этом, и т.п.), из которой объект был взят как мысленный образ.
Греки поняли также, что, в дополнение к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко «прочувство­ванный» ОБРАЗ.
Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ). Иными словами, для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформи­рован образ и закреплены соответствующие ассоциации, дан­ному фрагменту, или «отпечатку», в памяти, должно быть пре­доставлено место, определенное (локализованное) относитель­но массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти. В качестве хорошей аналогии можно взять такой пример. Если вы пришли в библиотеку, в которой хранится миллион томов, что вы предпочтете: копаться в горе книг, сваленных на полу как попало, или искать нужную вам в удобном каталоге, где каждому экземпляру присвоен собственный порядковый номер, отвечающий его местоположению на книжной полке? Конечно же, последнее. Настоящая книга призвана помочь вам привести точно в такой же порядок свою память.
12 вспомогательных мнемонических принципов
Имеется 12 вспомогательных принципов, которые помога­ют применять фундаментальные принципы мнемоники: ассо­циации, формирование образа и локализацию.
1 Синестезия
Синестезия обозначает комбинирование всех основных компонентов чувственно-эмоциональной сферы человека, иными словами, его ведущих чувств и ощущений, посредством которых он воспринимает окружающий мир. Большинство лиц, демонстрирующих выдающуюся «природную» память, а также большинство тех, кто развил ее благодаря правилам мнемоники, добились повышенного тонуса чувств и активно комбинируют их, чем достигают высоких результатов в запо­минании. В ходе изучения проблем развития памяти было обнаружено, что для достижения успехов в этой сфере необходимо проявлять большую активность в эмоционально-чувственном восприятии мира и регулярно тренировать свои:
а) зрение;
б) слух;
в) обоняние;
г) вкусовое восприятие;
д) осязание;
е) кинестезию — ощущение своего тела, его положения и перемещения в пространстве.
2  • Движение
Для любого мнемонического образа движения, ассоцииру­емые с ним, открывают возможность вашему мозгу найти к нему удобную «привязку» и потому запомнить. Представляя свои образы в движении, старайтесь, чтобы они, по возмож­ности, были трехмерными.
3  Ассоциация
Что бы вы ни запоминали, старайтесь формировать ассоци­ации, или связи, между запоминаемым объектом и чем-то прочно закрепленным у вас в сознании.
4  • Сексуальность
У всех нас хорошая память в этой сфере. Пользуйтесь этим!
5  • Юмор
Чем более смехотворны, пусть даже абсурдны, по-доброму гротескны и сюрреалистичны образы, которые вы создаете своим воображением, тем прочнее вы их запомните. Работа с памятью должна приносить радость.
6  • Воображение
Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. В то вре­мя как знание ограничено, воображение способно объять весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию». Чем более вы исполь­зуете воображение при работе со своей памятью, тем крепче она становится от этого.
7  • Счет
Нумерация и счет добавляют конкретности и эффективнос­ти принципу упорядоченности и последовательности (см. ниже).
8  • Символизм
Замена слишком обыденного или скучного образа на более яркий и занимательный увеличивает вероятность успешного запоминания.
9  • Цвет
Всякий раз, когда это уместно, и, вообще, когда только воз­можно, используйте все цвета радуги, с тем чтобы ваши обра­зы были «красочными» и потому легко запоминаемыми.
10  Порядок и/или последовательность
В сочетании с другими принципами, принцип порядка и/ или последовательности облегчает поиск нужного в массе за­помненных сведений, содействуя «произвольному доступу» к информации при ее извлечении из памяти.
11  Позитивность образов
В большинстве случаев позитивные, или субъективно при­ятные, образы более подходят для целей запоминания, по­скольку, попросту говоря, к таким образам мозгу «приятнее» возвращаться. В отношении негативных образов во многих случаях можно сказать, что, будь даже все вышеперечислен­ные принципы для них соблюдены и будь они сами потенци­ально «памятны», мозг нередко блокирует оперирование ими, находя перспективу обращения к ним «неприятной».
12  • Преувеличение
Создавая свои образы, свободно предавайтесь гротеску, т.е. преувеличению, в отношении их размеров, формы, цвета и звукового сопровождения, ассоциированного с ними.
Познакомившись с тремя фундаментальными принципами и двенадцатью вспомогательными, воспроизведите повторно в воображении фантазию о планетах. Постарайтесь при этом насчитать, сколько фундаментальных и сколько вспомогатель­ных принципов вы используете при воссоздании ее в памяти.
Теперь вы в состоянии сказать, какими образом вам удалось столь блистательно справиться с этой задачей на запоминание и почему, если работать с памятью как полагается, она в со­стоянии творить настоящие чудеса.
Современные данные, подтверждающие знания древних греков
Недавние исследования центральной нервной системы че­ловека, особенно в части функционирования правого и левого полушарий головного мозга, подтверждают, что каждый из нас наделен богатейшим сектором ментальных способностей центры которых распределены по всему объему наиболее развитых в ходе эволюции отделов мозга, и что попросту требу­ется тренировка, чтобы дать возможность этим талантам проявиться и развиться в полной мере. Ментальные способности, за которые отвечают левое и правое полушария головного мозга, таковы:
1. Речь.
2.
Порядок.
3.
Последовательность.
4.
Операции с числами.
5.
Операции с упорядоченными множествами.
6.
Восприятие линейности.
7. Способность к анализу.
8. Восприятие ритма.
9.
Восприятие цвета.
10.
Воображение.
11.
Воссоздание образов.
12. Восприятие размера.
13. Пространственная ориентация.
14. Гештальт (психологический образ в целом, не поддающий­ся механическому разбиению на отдельные составляющие).
В заднем и среднем отделах головного мозга, а также час­тично в коре переднего его отдела располагаются центры, от­вечающие за следующие ментальные способности:
1. Зрение.
2. Слух.
3. Обоняние.
4. Восприятие вкуса.
5. Осязание.
6. Способность к движению в трехмерном пространстве.
7. Реакция.
8. Эмоциональный отклик.
Даже беглого сравнения достаточно, чтобы заметить замеча­тельную схожесть того, что открыли древние греки путем само­анализа и эмпирических находок, и результатов, полученных современной наукой посредством самых изощренных методов.
Получив, таким образом, двойное подтверждение, мы в со­стоянии ныне применять принципы мнемоники с большей уверенностью и с большей же эффективностью; зная, что нам гарантировано достижение «немыслимых прежде» улучшений в работе своей памяти и общей ментальной активности.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий