Глава из книги Тони Бьюзена «Усовершенствуйте Свою Память»
Память: принципы и приемы запоминания
• С чего все началось
• Три фундаментальных
принципа мнемоники
• 12 вспомогательных принципов мнемоники
• Современные данные, подтверждающие знания
древних греков
С чего все началось
До того как
современная наука обнаружила, благодаря достижениям в области нейрофизиологии и
психологии, необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки
открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени
увеличить, если использовать специальные приемы.
Греки разработали
фундаментальные правила запоминания, назвав искусство запоминания «мнемоникой»,
по имени богини памяти — Мнемозины.
Знания о
мнемонических приемах и правилах распространялись среди членов
интеллектуальной элиты того времени и использовались ими в ходе публичных
выступлений и интеллектуальных состязаний, позволяя демонстрировать «чудесную»
память и добиваться благодаря этому высоких постов! экономической, политической
или военной сфере или же просто поднимать свой авторитет.
Греки, таким образом,
являлись «гладиаторами» на заре умственных поединков; на их стадионах
проводились состязания ораторов, чьим главным оружием выступала память. Они
задавали друг другу каверзные вопросы, стремясь сбить противника с толку,
расспрашивая о таких вещах, как количество, названия и порядок следования
греческих полисов, вынуждая соперника цитировать наизусть отрывки из
литературных произведений или текстов законов.
Те, кто побеждал в
подобных соревнованиях, становились ораторами, героями или общественными
лидерами.
Мнемонические приемы
и правила основывались на фундаментальных принципах, которые при всей своей
кажущейся простоте являлись весьма эффективными, когда ставилась задача
улучшить память.
Три мнемонических
принципа
Греки обнаружили,
посредством интроспекции, коллективного обсуждения и обмена мнениями, что
память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ; иными словами, работа памяти
во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между
объектами. Например, восприняв слово «яблоко» и связанное с ним понятие, мозг
запоминает (наделяет ассоциативными связями) цвета, присущие этому фрукту, его
вкус, качества, воспринимаемые на ощупь (текстуру), и запах, а также
контекстуальную среду (людей, присутствовавших при этом, и т.п.), из которой
объект был взят как мысленный образ.
Греки поняли также,
что, в дополнение к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть
воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как
яркий и различными способами глубоко «прочувствованный» ОБРАЗ.
Третьим столпом, на
котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ). Иными словами,
для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформирован образ
и закреплены соответствующие ассоциации, данному фрагменту, или «отпечатку», в
памяти, должно быть предоставлено место, определенное (локализованное) относительно
массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти. В качестве хорошей
аналогии можно взять такой пример. Если вы пришли в библиотеку, в которой
хранится миллион томов, что вы предпочтете: копаться в горе книг, сваленных на
полу как попало, или искать нужную вам в удобном каталоге, где каждому
экземпляру присвоен собственный порядковый номер, отвечающий его местоположению
на книжной полке? Конечно же, последнее. Настоящая книга призвана помочь вам
привести точно в такой же порядок свою память.
12 вспомогательных
мнемонических принципов
Имеется 12
вспомогательных принципов, которые помогают применять фундаментальные принципы
мнемоники: ассоциации, формирование образа и локализацию.
1 • Синестезия
Синестезия обозначает
комбинирование всех основных компонентов чувственно-эмоциональной сферы
человека, иными словами, его ведущих чувств и ощущений, посредством которых он
воспринимает окружающий мир. Большинство лиц, демонстрирующих выдающуюся
«природную» память, а также большинство тех, кто развил ее благодаря правилам
мнемоники, добились повышенного тонуса чувств и активно комбинируют их, чем
достигают высоких результатов в запоминании. В ходе изучения проблем развития
памяти было обнаружено, что для достижения успехов в этой сфере
необходимо проявлять большую активность в эмоционально-чувственном восприятии
мира и регулярно тренировать свои:
а) зрение;
б) слух;
в) обоняние;
г) вкусовое восприятие;
д) осязание;
е) кинестезию — ощущение своего тела, его положения и перемещения в пространстве.
б) слух;
в) обоняние;
г) вкусовое восприятие;
д) осязание;
е) кинестезию — ощущение своего тела, его положения и перемещения в пространстве.
2 • Движение
Для любого
мнемонического образа движения, ассоциируемые с ним, открывают возможность
вашему мозгу найти к нему удобную «привязку» и потому запомнить. Представляя
свои образы в движении, старайтесь, чтобы они, по возможности, были
трехмерными.
3 • Ассоциация
Что бы вы ни
запоминали, старайтесь формировать ассоциации, или связи, между запоминаемым
объектом и чем-то прочно закрепленным у вас в сознании.
4 • Сексуальность
У всех нас хорошая
память в этой сфере. Пользуйтесь этим!
5 • Юмор
Чем более
смехотворны, пусть даже абсурдны, по-доброму гротескны и сюрреалистичны образы,
которые вы создаете своим воображением, тем прочнее вы их запомните. Работа с
памятью должна приносить радость.
6 • Воображение
Эйнштейн говорил:
«Воображение важнее знания. В то время как знание ограничено, воображение
способно объять весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию». Чем более вы используете
воображение при работе со своей памятью, тем крепче она становится от этого.
7 • Счет
Нумерация и счет
добавляют конкретности и эффективности принципу упорядоченности и
последовательности (см. ниже).
8 • Символизм
Замена слишком
обыденного или скучного образа на более яркий и занимательный увеличивает
вероятность успешного запоминания.
9 • Цвет
Всякий раз, когда это
уместно, и, вообще, когда только возможно, используйте все цвета радуги, с тем
чтобы ваши образы были «красочными» и потому легко запоминаемыми.
10 • Порядок и/или последовательность
В сочетании с другими
принципами, принцип порядка и/ или последовательности облегчает поиск нужного в
массе запомненных сведений, содействуя «произвольному доступу» к информации
при ее извлечении из памяти.
11 • Позитивность образов
В большинстве случаев
позитивные, или субъективно приятные, образы более подходят для целей запоминания,
поскольку, попросту говоря, к таким образам мозгу «приятнее» возвращаться. В
отношении негативных образов во многих случаях можно сказать, что, будь даже
все вышеперечисленные принципы для них соблюдены и будь они сами потенциально
«памятны», мозг нередко блокирует оперирование ими, находя перспективу
обращения к ним «неприятной».
12 • Преувеличение
Создавая свои образы,
свободно предавайтесь гротеску, т.е. преувеличению, в отношении их размеров,
формы, цвета и звукового сопровождения, ассоциированного с ними.
Познакомившись с
тремя фундаментальными принципами и двенадцатью вспомогательными,
воспроизведите повторно в воображении фантазию о планетах. Постарайтесь при
этом насчитать, сколько фундаментальных и сколько вспомогательных принципов вы
используете при воссоздании ее в памяти.
Теперь вы в состоянии
сказать, какими образом вам удалось столь блистательно справиться с этой
задачей на запоминание и почему, если работать с памятью как полагается, она в
состоянии творить настоящие чудеса.
Современные данные,
подтверждающие знания древних греков
Недавние исследования
центральной нервной системы человека, особенно в части функционирования
правого и левого полушарий головного мозга, подтверждают, что каждый из нас
наделен богатейшим сектором ментальных способностей центры которых распределены
по всему объему наиболее развитых в ходе эволюции отделов мозга, и что попросту
требуется тренировка, чтобы дать возможность этим талантам проявиться и
развиться в полной мере. Ментальные способности, за которые отвечают левое и
правое полушария головного мозга, таковы:
1. Речь.
2. Порядок.
3. Последовательность.
4. Операции с числами.
5. Операции с упорядоченными множествами.
6. Восприятие линейности.
7. Способность к анализу.
8. Восприятие ритма.
9. Восприятие цвета.
10. Воображение.
11. Воссоздание образов.
12. Восприятие размера.
13. Пространственная ориентация.
14. Гештальт (психологический образ в целом, не поддающийся механическому разбиению на отдельные составляющие).
2. Порядок.
3. Последовательность.
4. Операции с числами.
5. Операции с упорядоченными множествами.
6. Восприятие линейности.
7. Способность к анализу.
8. Восприятие ритма.
9. Восприятие цвета.
10. Воображение.
11. Воссоздание образов.
12. Восприятие размера.
13. Пространственная ориентация.
14. Гештальт (психологический образ в целом, не поддающийся механическому разбиению на отдельные составляющие).
В заднем и среднем
отделах головного мозга, а также частично в коре переднего его отдела
располагаются центры, отвечающие за следующие ментальные способности:
1. Зрение.
2. Слух.
3. Обоняние.
4. Восприятие вкуса.
5. Осязание.
6. Способность к движению в трехмерном пространстве.
7. Реакция.
8. Эмоциональный отклик.
2. Слух.
3. Обоняние.
4. Восприятие вкуса.
5. Осязание.
6. Способность к движению в трехмерном пространстве.
7. Реакция.
8. Эмоциональный отклик.
Даже беглого
сравнения достаточно, чтобы заметить замечательную схожесть того, что открыли
древние греки путем самоанализа и эмпирических находок, и результатов,
полученных современной наукой посредством самых изощренных методов.
Получив, таким
образом, двойное подтверждение, мы в состоянии ныне применять принципы
мнемоники с большей уверенностью и с большей же эффективностью; зная, что нам
гарантировано достижение «немыслимых прежде» улучшений в работе своей
памяти и общей ментальной активности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий